Путешествие в страну неболейку: формирование ЗОЖ в средней группе (4-5 лет)

Здоровый образ жизни

Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей 3–4 лет в детском саду» размещена в разделах

  • ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
  • Младшая группа
  • Темочки

Режим дня – это правильное распределение времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физических потребностей организма : сна, питания, бодровствования. Значение режима заключается в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов, обеспечивает уравновешанное бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления. Одним из элементов режима дня является утренняя гимнастика, которая способствует развитию у детей правильной осанки, тренирует и усиливает деятельность всех органов и систем (сердечно- сосудистой, дыхательной, нервной и др., подготавливает организм к нагрузкам, предстоящим в течении дня. Утренняя гимнастика проводится ежедневно.

Закаливание – один из основных способов повышения сопротивляемости организма к инфекциям и простудным заболеваниям. Во второй младшей группе это – ходьба по корректирующим дорожкам, ребристым доскам, принятие воздушных, солнечных ванн, водных процедур (мытье рук до локтей, мытье ног в летний период, прогулки. В основе закаливания лежит процесс образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Воздух – это один из способов закаливания. Врач Г. Н. Сперанский рекомендовал родителям гулять с детьми каждый день, в любую погоду, т. к. «день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья»

При этом очень важно следить за тем, как одет ребенок. Одежда должна соответствовать погоде и не стеснять движений ребенка

Солнце также является одним из факторов закаливания. Оптимальное использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функции ряда физиологических систем – улучшает общее состояние организма, состав крови, усиливается обмен веществ, повышаются защитные силы организма, эмоциональный тонус, улучшается сон. Необходимо учитывать и бактерицидное действие солнечных лучей. Время принятия солнечных ванн варьируется от времени года.

В дошкольном учреждении малышей с самого раннего возраста приучают применять все выше изложенные технологии, делать это в системе, последовательно. Но ни одна педагогическая задача не может быть выполнена без участия родителей. Поэтому педагогом даются необходимые рекомендации, которые мамы и папы применяют дома, тем самым создавая условия для благоприятного развития здорового малыша.

Важность и необходимость физкультуры для детей

В 4-5 лет ребенок уже полностью владеет своим телом, пропорции его практически соответствуют параметрам взрослого человека. Именно с 3 до 5 лет дети переживают новую фазу активного роста, когда растут с такой же скоростью, как и дети до 12 месяцев.

Физкультура для детей 3-4 лет имеет множество функций, она помогает развитию всех внутренних органов маленького человека, развивает мышечную структуру, прививает с малых лет культуру спорта и движения, закладывает привычку активного образа жизни на будущее. Занятия физкультурой с ребенком помогают:

  1. Укрепить сердечную мышцу и кровеносные сосуды.
  2. Улучшить пищеварение, аппетит и наладить стул. Ускорить обмен веществ.
  3. Сформировать осанку.
  4. Улучшить насыщение крови кислородом. Умеренные занятия спортом помогут в профилактике и лечении железодефицитной анемии.
  5. Сформировать нейронные связи в мозге. В дальнейшем это качественно отразится на интеллекте.

У детей к 4 годам уже существует высокая потребность в движении, они сами по себе активны, не могут усидеть на месте. Это естественное явление, задуманное природой для развития организма, особенно опорно-двигательного аппарата.

Важно! Вредно и даже опасно ограничивать двигательную активность детей в этом возрасте.

Малоподвижный образ жизни малыша может вызвать:

  1. Дисфункцию и заболевания желез внутренней секреции. Это спровоцирует гормональные проблемы в подростковом возрасте и взрослой жизни. Привычка к режиму дня и подвижности «уравновешивает» выработку гормонов роста, гормонов половых желез.
  2. Нарушение формирования костей скелета. Приводит к плоскостопию, изменению осанки, сколиозу.
  3. Замедление физического развития.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ДЕТСКОМ САДУ

Дошкольный возраст — один из самых коротких в жизни человека. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда.

Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — это основные задачи учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — в детском саду.

Оздоровление воспитанников детских садов должно проводиться силами не одних лишь педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, куда обязательно должны подключаться родители и работать в тандеме с педагогами.

Правила организации детской физкультуры

Из-за быстрого роста и высокого расхода энергии малыш в возрасте 3-5 лет быстро теряет свой младенческий жирок и приобретает «взрослые» пропорции. Прежде чем вводить физические упражнения, необходимо установить четкий распорядок дня. Малыш должен питаться часто и небольшими порциями. Ложиться спать в хорошо проветренном помещении, засыпать и вставать примерно в одно и то же время. В возрасте 3-5 лет маленькому человеку все ещё нужен дневной сон продолжительностью около 2 часов.

За время прогулки дети должны проходить пешком 15-20 минут подряд, после чего нужно делать перерывы на отдых.

Внимание! Малыш быстрее привыкнет к занятиям физкультурой, если будет видеть пример близких – бабушек, родителей, тем более что дети стремятся подражать во всем.

В этот период дети ещё не могут долго удерживать внимание. Сосредоточиться на упражнениях могут не более 10-15 минут

После такого непродолжительного занятия обязательно должна быть пауза на активные игры, требующие много движений. Нагрузку требуется увеличивать не чаще, чем один раз в каждые 2-3 месяца.

По возможности следует добавить к занятиям плавание.

На время болезни все занятия физкультурой прекращаются. Вернуться к ним можно только:

  • спустя 7-14 дней после перенесенной ОРВИ,
  • спустя 3 недели после аденовирусной инфекции или тяжелого инфекционного заболевания.

В целом следует опираться на мнение педиатра в том, когда возвращаться к гимнастике. Восстанавливать нагрузку постепенно.

Спорт и здоровье для детей дошкольного возраста

Спортивное развлечение «Армейские учения с Незнайкой и его друзьями»

Спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группы «Путешествие к разноцветным планетам»

Спортивный досуг для детей 6-7 лет «Остров сокровищ»

Спортивный досуг с родителями и детьми «В гостях у Семафорчика»

Спортивный досуг для детей «Битва волчат и козлят»

Спортивный досуг для детей в бассейне «Веселые игры»

Спортивный конкурс для детей, посвященный женскому празднику 8 марта «Самая умелая»

Спортивный конкурс для детей «Состязание здоровячков»

Сценарий спортивного развлечения с участием родителей для среднего возраста с ОВЗ «Папа, мама, я — спортивная семья»

Спортивный праздник для детей «День универсиады»

План-конспект спортивного соревнования в средней группе «А ну-ка, девочки, а ну-ка, мальчики»

Летний спортивный праздник «Неразлучные друзья — взрослые и дети!»

Спортивный досуг для детей второй младшей группы «Вечер спортивного развлечения»

Спортивный досуг для детей с элементами аэробики «Делай с нами, делай как мы!»

Спортивное мероприятие «Праздник мяча» совместно со школьниками 1 класса

Спортивное развлечение для подготовительной группы с участием детей средней группы «Праздник спорта и здоровья»

Конспект спортивного развлечения «Дворовые подвижные игры для дошкольников летом в ДОУ»

Проведение совместных тренировок родителей и детей

Детей сложно чему-либо научить, не подавая личного примера. Только наблюдая за взрослыми, повторяя за ними, малыши учатся культуре спорта, питания, общения.

Активный отдых – один из наиболее интересных способов проведения семейного досуга. Во время общих для семьи занятий гимнастикой дети получают положительные эмоции, копят приятные воспоминания о времени, проведенном в кругу близких.

Специалисты, которые занимаются с детьми физкультурой, тоже, безусловно, важны. Их участие необходимо, когда уже появились проблемы, требующие лечебной физкультуры или кинезиотерапии. При помощи физических упражнений специалист может устранить нарушения осанки, остеохондроз, плоскостопие, некоторые патологии центральной и периферической нервной системы.

Занятия с детскими тренерами проходят не ежедневно, а со специалистами ЛФК – только по показаниям и курсом. Физическая культура детей и родителей – это ежедневная привычка, которая послужит для профилактики большинства заболеваний.

Кроме того, дети больше доверяют своим близким и в таких занятиях будут более расслаблены, сосредоточены на движениях и положительно настроены.

В возрасте 4-5 лет показано посещение детского садика. Там малыш учится одиночным и групповым играм, получает основы физического и социального развития.

Пассивное курение: угроза здоровью

Пассивное курение – это вдыхание табачного дыма, который выделяется при курении сигарет или других табачных изделий другими людьми рядом с вами. Дети до 5 лет являются особенно уязвимой группой, так как их организмы еще находятся в процессе развития и не могут эффективно бороться с токсинами, содержащимися в табачном дыме.

Пассивное курение может иметь серьезные последствия для здоровья детей. Оно может привести к увеличению риска развития респираторных заболеваний, таких как астма и бронхит. Дети, подвергающиеся пассивному курению, также имеют повышенный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также проблем с иммунной системой и ростом.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, наиболее эффективным способом защитить детей от пассивного курения является полное прекращение курения в помещении, где находятся дети

Также важно создать бездымную среду в доме и автомобиле, чтобы предотвратить воздействие табачного дыма на детей

Для того чтобы повысить осведомленность родителей и других взрослых о вреде пассивного курения и его последствиях для детей, проводятся информационные кампании и образовательные программы

Важно помнить, что защита детей от пассивного курения – это забота и ответственность каждого взрослого, чтобы обеспечить им здоровую и безопасную среду для роста и развития

Вопрос-ответ:

Почему грудное вскармливание важно для детей до 5 лет?

Грудное вскармливание является оптимальным способом питания для младенцев и рекомендуется ВОЗ в течение первых 6 месяцев жизни ребенка. Грудное молоко содержит все необходимые питательные вещества для правильного развития ребенка, а также антитела, которые помогают укрепить его иммунную систему. Грудное вскармливание также способствует более тесной связи между матерью и ребенком.

Какое питание рекомендуется для детей до 5 лет?

ВОЗ рекомендует детям до 5 лет употреблять разнообразные продукты питания, включающие фрукты, овощи, злаки, молочные продукты и белковые продукты, такие как мясо, рыба и яйца. Это помогает обеспечить достаточное количество необходимых питательных веществ для роста и развития ребенка.

Почему необходимо ограничивать потребление сахара и соли у детей до 5 лет?

Слишком большое потребление сахара и соли может привести к различным заболеваниям, таким как ожирение, диабет, высокое кровяное давление и проблемы с сердцем. Дети до 5 лет особенно уязвимы перед этими заболеваниями, поэтому ВОЗ рекомендует ограничивать потребление сахара и соли в их рационе.

Задачи исследования

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи: 1. Определить социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. 2. Разработать содержание и методику обучения здоровому образу жизни детей 4=5 лет в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. 3. Выявить эффективность влияния разработанной методики на сформированное навыков ведения здорового образа жизни, физическое и психическое состояние детей 4-5 лет. Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования: 1. Теоретический авалю и обобщение литературных данных. 2. Изучение документальных материалов. 3. Опрос. 4. Педагогические наблюдения. 5. Антропометрия. 6. Тестирование. 7. Педагогический эксперимент. 8. Методы математической статистики. Теоретический анализ и обобщение литературных данных Анализ и обобщение литературных источников осуществлялся с целью определения разработанности исследуемой проблемы в специальной научной литературе и теоретического обоснования целесообразности формирования здорового образа жизни у детей в процессе обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Материалы литературных данных анализировались по следующим направленням: характеристика здорового образа жизни, его составляющих; возрастные особенности развития детей дошкольного возраста; анализ программ и основ методики физического воспитания детей 4-5 лет в условиях образовательного учреждения; средства и методы формирования здорового образа жизни дошкольников и др, В настоящей работе использованы данные как отечественных, так и зарубежных ученых в области валеологии, теории и методики физического воспитания, педагогики и психологин., преимущественно дошкольной; диссертации, авторефераты, монографии, статьи, учебно-методические пособия и др. Всего проанализировано 195 научно-методических источников, из них 390 отечественных и 5 зарубежных авторов. Изу чение документам ьпых материалов Изучение документальных материалов осуществлялось с целью сбора информации о СОСТОЯНИЙ здоровья, числа заболеваемости и количества пропусков образовательного учреждения детьми 4-5 лет по болезни за период проведения экспериментального исследования В частности, было проанализировано 175 медицинских карт, которые заполняли врач и медсестра дошкольного образовательного учреждения. На основе полученных данных дети распределялись на подгруппы, осуществлялся систематический контроль за состоянием их здоровья. Заболеваемость детей и пропущенные дни по болезни в ходе эксперимента ЯВИЛИСЬ ОДНИМ ИЗ показателей эффективности разработанной методики формирования здорового образа жизни. Опрос Опрос проводился с целью определения образа жизни родителей, их осведомленности в вопросах здорового образа жизни, умений н навыков его формирования у своих детей. Для этого была разработана анкета, содержание которой представлено блоками вопросов» определяющих социальный статус семьи, жизненные ценности, знания основных компонентов здорового образа жизни, практические умения» и навыки их осуществления, здоровый досуг и состояние здоровья семьи (Приложение I )… Всего было опрошено IR j 11 о л кг еле и. Анализ результатов анкетирования позволил определить основные направления содержания и методики Формирования здорового образа жизни детей, пути валеологическои работы с родителями, учитывая особенности образа жизни в семье и конкретных тловияз дошкольного учреждения В частности, была разработана тематика занятий по валеологии с детьми и родителями, подобраны эффективные средства, методы валеологическои работы в дошкольном образовательном учреждении. Данные проведенного опроса позволили обосновать актуальность избранной темы и определить пути ее пешения Педагогические наблюдения Педагогические наблюдения осуществлялись непосредственно в ходе занятий по валеологии и самостоятельной деятельности детей 3-7 в условиях дошкольного образовательного учреждения. Объектом наблюдения явился процесс формирования знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в процессе занятий по валеологии соответственно разработанной автором программе и методике, Предметом наблюдения было практическое применение детьми программного материала по валеологии, его использование в повседневной самостоятельной деятельности. Данные педагогических наблюдений заносились в протоколы и анализировались.

Методика подготовки занятия по воспитанию ЗОЖ

Тематика уроков по здоровьесбережению определяется перспективным планом работы в этом направлении.

Таблица: примеры формулировок тем по ЗОЖ в детском саду

Группа
Дата
Тема
Цели
Первая младшая группа
Декабрь
«Научим Зайку чистить зубки»

дать элементарные представления детям о зубах, о правилах ухода за ними;
формировать культурно гигиенические навыки.

Вторая младшая
Декабрь
«Тело человека»

познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств;
упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

Средняя группа
Март
«Кто нас лечит. Экскурсия в поликлинику»

продолжать знакомить детей с трудом взрослых в поликлинике;
обратить внимание на трудовые действия;
расширять словарный запас детей (врач, больные, медсестра и т.д.).

Старшая группа
Октябрь
«Режим дня
Чтоб здоровье было в порядке, дружно делаем зарядку»

приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой;
формировать привычку здорового образа жизни у детей;
воспитание
положительного отношения к режиму дня и к утренней гимнастике.

Май
«Правильное питание

Каша — пища наша»

рассказать о каше, её значении для человека;
знакомить детей с понятием «здоровая пища»;
формировать у детей представление о каше, как обязательном компоненте меню;
дать представление о крупах — рисе и гречихе;
дать представление о важности утреннего приёма пищи — завтраке, убеждать о наиболее подходящих блюдах для завтрака, о полезных для здоровья свойствах круп;
закрепить знания детей о каше, как основном компоненте меню, учить определять каши по вкусу и внешнему виду.

Подготовительная группа
Сентябрь
«Что помогает мне быть здоровым»

раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников здоровья»;
дать представление о вредных привычках;
воспитывать ЗОЖ.

Виды уроков по ЗОЖ

Образовательное направление «Физическое развитие», куда входит раздел о воспитании ЗОЖ, является непременным целевым компонентом любой НОД. Поэтому здоровьесберегающие технологии реализуются всеми видами уроков, принятыми в психолого-педагогической практике классификации занятий в ДОУ. Среди самых широко используемых видов:

  • традиционные (занятия по изучению нового материала, уроки на отработку и закрепление, уроки на обобщение материала);
  • нетрадиционные (занятия-КВН, занятия-путешествия, занятия-сюрпризы и др.);
  • познавательные уроки (информационные, творческие и пр.);
  • физкультурные;
  • интегрированные, то есть занятия, на которых рассмотрение темы происходит через призму её реализации в разных видах деятельности (познавательную, игровую, творческую и др.).

Последний вид занятия, с точки зрения методики, является наиболее удобным для реализации поставленных целей и задач воспитания привычки к ЗОЖ у подрастающего поколения.

Приобщение к ЗОЖ осуществляется на всех занятиях в детском саду

Таблица: временной план и композиция уроков по ЗОЖ в разных группах

Этап занятия и его суть Этап занятия
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный — введение в тему, мотивация малышей на работу. 2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Основной — разработка проблемы урока, отработка полученных знаний, навыков и умений на практике, в том числе и в играх. В основной этап обязательно включается физкультминутка. 11 минут 15 минут 20 минут 23 минуты
Заключительный — подведение итогов занятия, поощрение малышей и их самоанализ (начиная со средней группы). 2 минуты 2 минуты 3 минуты 4 минуты
Всего 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут

Сон: регулярный и достаточный

Сон является важной частью здорового образа жизни детей до 5 лет. Регулярный и достаточный сон способствует правильному физическому и эмоциональному развитию ребенка

Для детей до года рекомендуется спать не менее 14-17 часов в сутки, включая дневные сновидения. Для детей от 1 до 2 лет рекомендуется 11-14 часов сна в сутки, а для детей от 3 до 5 лет – 10-13 часов.

Правильный режим сна помогает детям лучше усваивать информацию, развивает память и концентрацию. Отсутствие необходимого количества сна может привести к раздражительности, ухудшению настроения и проблемам с поведением.

Для создания комфортных условий для сна рекомендуется создать тихую и спокойную атмосферу в комнате ребенка

Также важно установить регулярное время ложиться спать и просыпаться

Если ребенок испытывает трудности с засыпанием, можно использовать ритуалы перед сном, такие как чтение книжек или успокаивающие игры. Также полезно избегать перед сном активных игр и использования гаджетов, так как эти факторы могут негативно влиять на качество сна.

Закаливание и возраст ребенка

Каждую маму интересует вопрос, что нужно делать, чтобы кроха рос здоровым и активным, не навредит ли метод раннего закаливания малышу. На самом деле многие опасения родителей беспочвенны, грамотное закаливание укрепит иммунитет и поможет избежать частых заболеваний.

Для детей до года идеально подходит закаливание воздухом, которое можно проводить при переодевании ребенка. Затем включайте в ежедневное принятие ванн обливание прохладной водой или применяйте влажные обтирания. Не нужно забывать про прогулки, следует правильно подбирать одежду крохе.

Для детей старше 3 лет, кроме вышеупомянутого, можно использовать контрастные процедуры и начинать применять закаливание солнцем. Хорошие результаты в этом возрасте дает комбинация и смена методов закаливания. Закаливание детей и подростков может включать полный набор укрепляющих иммунитет мероприятий.

10 УСЛОВИЙ ЗДОРОВЬЯ

  1. Пребывание на свежем воздухе.
  2. Разнообразие питания в детском садике (овощи, фрукты, каши, молочные продукты) без любого принуждения.
  3. Закаливание детей.
  4. Неограниченность в движении и познавании предметов.
  5. Навыки личной гигиены. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
  6. Физические нагрузки. Конечно же, тут лучше не дублировать такие формы активности как бег, прыжки и т.д. Это все присуще самому ребенку без посторонней помощи. Зарядка, гимнастика, танцы, всевозможные эстафеты, активные игры — это все аспекты ЗОЖ, применяемые в детском саду. Поэтому крайне плохо, если в выходной день такая позиция теряется. Нехорошо показывать, что отдых может заключаться в том, чтобы лечь на диван или долго спать. Физические упражнения дают возможность научиться управлять свои телом. Они приводят к улучшению аппетита и нормализации обмена веществ.
  7. Планировка и соблюдение режима дня в детском саду. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. День стоит потратить на естественные нужды (сон, пища) и вовлекать в различные трудовые процессы, помогать освоить навыки.
  8. Спокойствие. Здесь можно выделить 2 аспекта. Спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенок должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то для мира и покоя существует психолог, который поможет разрешить сложные ситуации.
  9. Развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов. Кроме игр для физического развития, играйте в игры для развития памяти.
  10. Любовь.

Некоторые детские сады проводят беседы с родителями и совместно выбирают оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение здоровья. Это действительно показывает связь и контакт в цепи детский сад-родители. Не стоит забывать, что само дошкольное учреждение проявлять постоянную инициативу не может, на многое ему требуется разрешение и одобрительный взгляд родителей.

Оцените статью