Заботливый путь к здоровому будущему: план работы по ЗОЖ с детьми старшей группы

План с детьми зож Здоровый образ жизни

по формированию здорового образа жизни учащихся

1 класс (9 часов)

Основы безопасного поведения первоклассника в школе

Одежда осенью и зимой. Уход за одеждой

Вред табачного дыма

Как уберечься от гриппа

Подвижные игры во время перемен

Мои друзья — животные

2 класс (9 часов)

Твой режим дня во втором классе

Овощи и фрукты – полезные продукты

Глаза – окно в прекрасный мир чудес

Народный фольклор и здоровый образ жизни

Гигиена – основа здоровья человека

Лето – пора закаливания

3 класс (9 часов)

Не вреди своему здоровью

Ухо – пропуск в мир звуков

Правила поведения за столом и уход за посудой

Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы

Вред табачного дыма.

Мои спортивные достижения

Тематический план по ЗОЖ

4 класс (9 часов)

Что такое здоровый образ жизни школьника?

Режим дня школьника

Как защититься от простуды и гриппа

Красивые зубы – залог красоты и здоровья

Сон – на службе у здоровья

Когда не стоит быть, как все?

Чем опасно курение?

Досуг – дело серьёзное

План ежемесячных классных часов по формированию здорового образа жизни учащихся

  • раскрыть понятие здоровый образ жизни,
  • определить условия сохранения здоровья,
  • формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.

Артемовская общеобразовательная школа I-III ступеней № 5 с профильным обучением

Артемовского городского совета Донецкой области

Воспитательное мероприятие

г. Артемовск

«Я за здоровый образ жизни» (Слайд 1)

(воспитательное мероприятие в 6-А классе) Дата проведения: 05.11.2015

Место проведения: спортзал школы

раскрыть понятие здоровый образ жизни,

определить условия сохранения здоровья,

формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.

Помочь учащимся осознать своё отношение к здоровью;

Обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения.

Основные понятия:

Здоровый образ жизни;

Пути сохранения здоровья.

Оборудование и оформление кабинета

анкеты о здоровье,

плакаты для выполнения заданий,

пословицы и поговорки о здоровье

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово

Учащиеся называют те понятия, которые, по их мнению, характеризуют счастливую жизнь. Затем учитель предлагает расставить их по степени значимости.

Если определить, от чего зависит жизнь и здоровье людей на Земле, то самым главным будет мир, отсутствие войны

Это самое главное, самое важное. Потом последуют: состояние здоровье, достаточное питание, материальное благополучие, медицинское обслуживание… Мы хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми

Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научились укреплять свое здоровье, и в этом деле нет мелочей. (Слайд 2)

Обобщая ответы учащихся, учитель обращает их внимание на то, что здоровый образ жизни становится все более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему. Итак, сегодня речь пойдет о здоровом образе жизни

Итак, сегодня речь пойдет о здоровом образе жизни.

3. Выступление двух учащихся

4.Основная часть

Отказ от курения.

Отказ от алкогольных напитков.

Отказ от наркотиков.

Занятия физкультурой и спортом, двигательная активность.

Учитель физкультуры предлагает учащимся разделиться на 2 команды для участия в конкурсной программе, которая пройдет по маршрутам

Командам предлагается собрать из отдельных слов пословицы о здоровье.

(Кто быстрее и больше)

5.Подведение итогов.

После окончания конкурсов подводятся итоги. Всем детям вручаются буклеты о здоровом образе жизни.

  • Чем знаменита антарктида кратко

      

  • Музыка в школе как учебный предмет кратко

      

  • Как завязать школьный фартук сзади пошаговая инструкция

      

  • Ммо в детском саду что это

      

  • Как часто необходимо отправлять педагогов детского сада на психиатрическое освидетельствование

Методика подготовки занятия по воспитанию ЗОЖ

Тематика уроков по здоровьесбережению определяется перспективным планом работы в этом направлении.

Таблица: примеры формулировок тем по ЗОЖ в детском саду

Группа
Дата
Тема
Цели
Первая младшая группа
Декабрь
«Научим Зайку чистить зубки»

дать элементарные представления детям о зубах, о правилах ухода за ними;
формировать культурно гигиенические навыки.

Вторая младшая
Декабрь
«Тело человека»

познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств;
упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

Средняя группа
Март
«Кто нас лечит. Экскурсия в поликлинику»

продолжать знакомить детей с трудом взрослых в поликлинике;
обратить внимание на трудовые действия;
расширять словарный запас детей (врач, больные, медсестра и т.д.).

Старшая группа
Октябрь
«Режим дня
Чтоб здоровье было в порядке, дружно делаем зарядку»

приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой;
формировать привычку здорового образа жизни у детей;
воспитание положительного отношения к режиму дня и к утренней гимнастике.

Май
«Правильное питание

Каша — пища наша»

рассказать о каше, её значении для человека;
знакомить детей с понятием «здоровая пища»;
формировать у детей представление о каше, как обязательном компоненте меню;
дать представление о крупах — рисе и гречихе;
дать представление о важности утреннего приёма пищи — завтраке, убеждать о наиболее подходящих блюдах для завтрака, о полезных для здоровья свойствах круп;
закрепить знания детей о каше, как основном компоненте меню, учить определять каши по вкусу и внешнему виду.

Подготовительная группа
Сентябрь
«Что помогает мне быть здоровым»

раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников здоровья»;
дать представление о вредных привычках;
воспитывать ЗОЖ.

Виды уроков по ЗОЖ

Образовательное направление «Физическое развитие», куда входит раздел о воспитании ЗОЖ, является непременным целевым компонентом любой НОД. Поэтому здоровьесберегающие технологии реализуются всеми видами уроков, принятыми в психолого-педагогической практике классификации занятий в ДОУ. Среди самых широко используемых видов:

  • традиционные (занятия по изучению нового материала, уроки на отработку и закрепление, уроки на обобщение материала);
  • нетрадиционные (занятия-КВН, занятия-путешествия, занятия-сюрпризы и др.);
  • познавательные уроки (информационные, творческие и пр.);
  • физкультурные;
  • интегрированные, то есть занятия, на которых рассмотрение темы происходит через призму её реализации в разных видах деятельности (познавательную, игровую, творческую и др.).

Последний вид занятия, с точки зрения методики, является наиболее удобным для реализации поставленных целей и задач воспитания привычки к ЗОЖ у подрастающего поколения.

Приобщение к ЗОЖ осуществляется на всех занятиях в детском саду

Таблица: временной план и композиция уроков по ЗОЖ в разных группах

Этап занятия и его суть Этап занятия
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный — введение в тему, мотивация малышей на работу. 2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Основной — разработка проблемы урока, отработка полученных знаний, навыков и умений на практике, в том числе и в играх. В основной этап обязательно включается физкультминутка. 11 минут 15 минут 20 минут 23 минуты
Заключительный — подведение итогов занятия, поощрение малышей и их самоанализ (начиная со средней группы). 2 минуты 2 минуты 3 минуты 4 минуты
Всего 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут

Рекомендации по работе с родителями на Неделе здоровья

Как уже говорилось, Неделя здоровья предполагает активное взаимодействие воспитателя, инструкторов и медперсонала детского сада с родителями. Следует учитывать, что присутствовать на консультациях в вечернее время смогут не все родители. А если таких мероприятий будет несколько, то родительский состав будет редеть от раза к разу. Поэтому запланировать логично одну консультацию на неделе в вечернее время, её проводит физкультурный руководитель или медсестра. В первой половине дня родители приглашаются на открытые занятия и утреннюю гимнастику (присутствие поощряется — воспитатель заранее готовит листы благодарности, грамоты).

Важные информационные темы воспитатель размещает на стенде или в ином печатном виде в приёмном помещении группы и побуждает родителей, бабушек, нянечек изучить текст, пока дети переодеваются.

Формы работы с родителями:

  • консультации,
  • анкетирование,
  • приглашение к участию в занятиях, мастер-классах,
  • изготовление поделок, плакатов, стенгазет на темы ЗОЖ вместе с детьми,
  • распространение информационных листов, брошюр, памяток.

Воспитатели в нашем саду ведут группы в мессенджерах (обычно, это беседы в Whats’App), где публикуют важную текущую информацию для родителей. Во время Недели здоровья в чаты скидывают фотографии брошюр, видео-инструкции по выполнению гимнастических упражнений, темы поделок. Одна из воспитателей записывает консультации от медсестры на видео и присылает родителям. Это удобно и вызывает положительный отклик у родителей: присутствовать на собрании или очной консультации могут не все, а посмотреть десятиминутный ролик доступно каждому.

Видео: открытое занятие по здоровье сбережению

Смотрите это видео на YouTube

Неделя здоровья — это не экстренный комплекс мер по укреплению здоровья детей. Педагогический коллектив работает ежедневно на улучшение физического и психоческого состояния детей, воспитывает в них желание активно жить, правильно питаться, отдыхать с пользой. Неделя здоровья — это праздник спорта, здорового образа жизни. Праздник длиной в неделю. Подготовить и организовать эту важную неделю необходимо таким образом, чтобы дети впитали максимум полезной информации и зарядились позитивным настроением на долгое время.

Анализ компонента по воспитанию ЗОЖ в образовательных программах

Рабочая программа по ЗОЖ составляется на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29 декабря 2012 г. N 273 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326);
  • Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» . Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г. N 26 (Зарегистрировано Минюсте РФ 29.05. 2013 г., N 28564);
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Программа по ЗОЖ также составляется на базе образовательной программы, по которой работает конкретное ДОУ. Этот документ устанавливает ведущий компонент работы по ЗОЖ.

Авторские программы по формированию ЗОЖ

Кроме того, при создании рабочей программы педагог, опирается на авторские разработки по формированию ЗОЖ. Существует ряд программ, которые основываются на комбинации требований к воспитанию ЗОЖ, представленных в общеобразовательных концепциях, и делают акцент на конкретном аспекте этой работы:

  • «Школа здорового человека» Г.И. Кулика, Н.Н. Сергиенко (формирование представлений о себе, правилах гигиены, мерах по охране здоровья);
  • «Я и моё тело» С.Е. Шукшина (знакомство с телом человека и его строением);
  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, Н. Авдеевой. О. Князевой (формирование безопасности жизнедеятельности);
  • «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, Т.А. Филипповой (знакомство с полезными и вредными свойствами продуктов).

Примером рабочей программы, составленной на основе вышеперечисленных концепций, может быть разработка воспитателя из г. Нижневартовска Ситенко О.В. «Программа по формированию основ ЗОЖ у дошкольников 3–7 лет «Азбука здоровья».

Рабочая программа по воспитанию привычки к ЗОЖ опирается на нормативные документы, образовательную программу и авторские программы по этому направлению

Как составить отчёт по ЗОЖ в детском саду

Отчёт по любому виду деятельности в ДОУ составляется на основании проведённых мониторингов. Периодичность их организации определяется методическим советом ДОУ, но не реже одного раза в год. Мониторинг сформированности культуры и безопасного и здорового образа жизни подразумевает:

  • медицинскую оценку состояния здоровья каждого воспитанника (контроль уровня заболеваемости, регулярное измерение роста, взвешивание и пр.);
  • педагогическую диагностику (оценка уровня овладения основными движениями, освоение КГН, показателей двигательной активности);
  • изучение режима питания;
  • анализ случаев травматизма в ДОУ;
  • оценка наполнения предметно-развивающей среды;
  • диагностика эффективности осуществления образовательной деятельности (анализ занятий, развлечений, проведения режимных моментов);
  • изучение результатов просветительской работы с семьями воспитанников.

Каждый из перечисленных критериев фиксируется в отдельной диагностической карте. На основе этих карт составляется итоговая таблица «Диагностика сформированности основ ЗОЖ», куда входят следующие показатели, обозначенные баллами от 1 до 3:

  • наличие интереса к спорту;
  • осознанное отношение к ЗОЖ;
  • навыки ЗОЖ;
  • навыки основ безопасности жизнедеятельности.

Диагностические карты и образец итоговой таблицы можно найти здесь.

Отчёт по ЗОЖ даёт возможность судить об общем уровне сформированности физических качеств у детей

Воспитание привычки к ЗОЖ является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Этот вектор взаимодействия с малышами реализуется через все формы образовательной деятельности при помощи различных методов и приёмов, в том числе и в проектной деятельности. Результаты этой работы фиксируются в отчёте по сформированности представлений о ЗОЖ у детей.

Оцените статью