Забота о здоровье: конспекты занятий по ЗОЖ для старшей группы в детском саду

Здоровый образ жизни

Утренняя беседа с детьми в старшей группе

Утренние занятия — часть режима дня в детском саду. Кроме того, беседы утром с ребятами в средней группе являются частью режима дня каждого воспитанника.

Утренняя беседа в ДОУ

Перед началом работы ума и труда, а также отдыха важно разговаривать с детьми на заранее выбранную тематику. Такой режим считается грамотно выстроенным, поэтому и имеет серьезное педагогическое значение

Каждодневные занятия утром:

  • Приучают детей к определенному режиму.
  • Помогают обеспечить организму смену деятельности, то есть предохраняют ЦНС от перенапряжения.
  • Помогают сформировать прочные динамические стереотипы жизнедеятельности.

Одним словом, беседа с утра — важный момент в жизни каждого воспитанника. В будущем, подрастая, он будет, как привык, разряжаться, расслабляясь в утренний час за разговором в семье, с родными людьми.

Внимание! Комплексное использование разных видов деятельности является отличным средством повышения воспитательной, образовательной работы с воспитанниками ДОУ. Педагог должен помнить, что хорошее утро — это хороший день

Смена начинается с приветливой встречи детей. Как только они заходят в садик, их тут же надо отличный, беседуя на увлекательную или познавательную тему. Это отличный способ. Ребенок просто приходят в садик и ненавязчиво включаться в самую различную деятельность. Но только опытный педагог сможет точно определить состояние, мысли и волнения каждого воспитанника, что и даст возможность, собственно, создать у малыша бодрый настрой и желание пообщаться поиграть с одногруппниками

Педагог должен помнить, что хорошее утро — это хороший день. Смена начинается с приветливой встречи детей. Как только они заходят в садик, их тут же надо отличный, беседуя на увлекательную или познавательную тему. Это отличный способ. Ребенок просто приходят в садик и ненавязчиво включаться в самую различную деятельность. Но только опытный педагог сможет точно определить состояние, мысли и волнения каждого воспитанника, что и даст возможность, собственно, создать у малыша бодрый настрой и желание пообщаться поиграть с одногруппниками.

Так или иначе, теплые слова взрослого, мягкие вопросы, улыбчивость, юмор, умение выслушать и понять, дать определенный совет, обсудить, одобрить, похвалить и успокоить — всё это дает возможность наладить деятельность ребенка, а также создать атмосферу взаимного понимания, доверия и доброты, дружбы. Именно таким и должно быть общение в детсаде.

Ситуативный разговор в старшей группе

Ситуативный разговор — заранее спроектированная воспитателем или возникающая спонтанно форма общения, которая направлена на формирование способностей общаться, жить. Ситуативный разговор имеет ряд особенностей:

Участвовать в беседе ребенок может только добровольно, малыша важно заинтересовать.
Общение должно быть выстроено на равных, как с партнером.
Смена стиля взаимоотношений воспитателя и воспитанников: педагог уважает право ребёнка на инициативу, его желание пообщаться на интересные ему темы, уходить от негатива.
Планируется и проводится педагогом в любое время в режиме дня, обычно утром, вечером или при играх на улицах.
Продолжительность беседы от 3–5 до 10 минут, все зависит от возраста ребенка.
Дети участвуют малыми подгруппами, в зависимости от их желания и тематики разговора.

На заметку! Беседа выстраивается на непрерывной мобилизации внимания ребенка, открытости. Для некоторых воспитанников участие в общем разговоре в группе ситуация, требующая определенной воли (победа над собой). Так малыш учится преодолеть робость, застенчивость и общаться в коллективе. Педагог должен грамотно выстроить логическую структуру занятия.

Как составить отчёт по ЗОЖ в детском саду

Отчёт по любому виду деятельности в ДОУ составляется на основании проведённых мониторингов. Периодичность их организации определяется методическим советом ДОУ, но не реже одного раза в год. Мониторинг сформированности культуры и безопасного и здорового образа жизни подразумевает:

  • медицинскую оценку состояния здоровья каждого воспитанника (контроль уровня заболеваемости, регулярное измерение роста, взвешивание и пр.);
  • педагогическую диагностику (оценка уровня овладения основными движениями, освоение КГН, показателей двигательной активности);
  • изучение режима питания;
  • анализ случаев травматизма в ДОУ;
  • оценка наполнения предметно-развивающей среды;
  • диагностика эффективности осуществления образовательной деятельности (анализ занятий, развлечений, проведения режимных моментов);
  • изучение результатов просветительской работы с семьями воспитанников.

Каждый из перечисленных критериев фиксируется в отдельной диагностической карте. На основе этих карт составляется итоговая таблица «Диагностика сформированности основ ЗОЖ», куда входят следующие показатели, обозначенные баллами от 1 до 3:

  • наличие интереса к спорту;
  • осознанное отношение к ЗОЖ;
  • навыки ЗОЖ;
  • навыки основ безопасности жизнедеятельности.

Диагностические карты и образец итоговой таблицы можно найти здесь.

Отчёт по ЗОЖ даёт возможность судить об общем уровне сформированности физических качеств у детей

Воспитание привычки к ЗОЖ является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Этот вектор взаимодействия с малышами реализуется через все формы образовательной деятельности при помощи различных методов и приёмов, в том числе и в проектной деятельности. Результаты этой работы фиксируются в отчёте по сформированности представлений о ЗОЖ у детей.

№ 5265 Проект с детьми старшей группы «Жить здорово здорово»

Опубликовано 05.06.2019

Проект с детьми старшей группы

«Жить здорово здорово».

СКАЧАТЬ (презентация)

Подготовила воспитатель высшей категории Холоденко Ю.Е.

Цель проекта: создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка, формирование потребности

в здоровом образе жизни.

Задачи проекта:

1. Обогатить  и закрепить знания  о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека.

2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.

3. Воспитывать потребность у детей  вести здоровый образ жизни.  4. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие

 Актуальность:

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни. 

Ожидаемые результаты:

1. Овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья;

2. Приобретение привычки к ЗОЖ;

3. Повышение знаний родителей о необходимости соблюдения ЗОЖ;

Продукт проектной деятельности:

Оформление альбома детских рисунков «Здоровый образ жизни».

Открытое занятие «Где прячется здоровье?».

Лепка «Овощи и фрукты – полезные продукты».

Изготовление дидактических игр по ЗОЖ.

Оформление консультаций для родителей по теме проекта: «Режим дня», «Как сохранить здоровье ребёнка». «Полезные и вредные продукты».

 Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.  

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала, дидактических игр, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности по ЗОЖ.

Основной этап.

 Реализация мероприятий по ЗОЖ с детьми.

Заключительный этап.

Презентация детьми проекта Жить здорово здорово-открытое занятие «Где прячется здоровье?».

Подготовительный этап:

Изучение методической литературы по теме: «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Разработка проекта по теме «Жить здорово здорово».

Основной этап:

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», «Федорино горе», Ю. Тувим «Овощи», А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Придуманные сны», «Мы с Тамарой санитары», С. Михалкова «Прививка», «Не спать», «Грипп», В. Коростылёв «Королева Зубная Щётка» и т. д.;

Загадки об овощах и фруктах; пословицы, поговорки, загадки о предметах личной гигиены и др., потешки о здоровье,

Беседы: «Чистота – залог здоровья», «Кто спортом занимается, здоровья прибавляется», «Для чего нужна зарядка», «Витамины и полезные продукты для здоровья», «Правила поведения на прогулке», «Откуда берутся болезни», «Правила личной гигиены» и др.

Дидактические игры: «Что у нас внутри?», «Режим дня», «Полезные и вредные продукты», «Чтобы зубы были крепкими».

Художественное творчество (аппликация, рисование, лепка): «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Здоровый образ жизни», «Живые витамины».

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Мы – спортсмены», «Магазин».

Показ презентации «Здоровый образ жизни».

Игровая терапия: игры с водой и песком (тактильно – кинестетическая чувствительность, снятие эмоционального напряжения).

В помощь родителям:

Консультации: «Как с пользой для здоровья проводить выходные дни», «Режим дня», «Утренняя зарядка для детей», «Советы по укреплению здоровья детей», «Как приучить ребенка чистить зубы», «Полезные привычки», «Здоровье и питание детей дошкольного возраста» и др.

Заключительный этап.

Презентация детьми проекта Жить здорово здорово-открытое занятие «Где прячется здоровье?».

Результаты проекта: Получение доступных знаний о путях сохранения и укрепления здоровья.  Повышение знаний родителей о формировании ЗОЖ в дошкольном возрасте.  Пополнение атрибутов для проведения пальчиковой гимнастики, самомассажа.  Пополнение картотеки загадок о предметах личной гигиены, правилах безопасного поведения, спорте.  Приобретение опыта работы с родителями воспитанников. 

Познавательная беседа в старшей группе

Познакомить деток ДОУ с тем, как люди узнавали время до создания часов, какие самые большие и точные часы, где их производят, как узнавать время по часам, как человек должен ухаживать за наручным аксессуаром — одна из тем познавательного урока.

Знакомство с временем в ДОУ

В качестве темы может быть выбрана любая, главное, научить, рассказать, объяснить ребятам, что перед ними, как работает, для чего необходимо. Тут поле деятельности безгранично.

Педагог, организуя беседу, должен понимать, что программа хоть и является единой, картотека, планы для каждой группы различные. Методы ведения работы, процесс и обучающие приемы — все это зависит от преподавателя. Поэтому беседа с воспитанниками утром на одну и ту же тематику может проходить абсолютно по-разному.

Однако воспитатель обязан составлять подробный план, картотеку, хотя бы на неделю вперед. Перегрузка (или, напротив, недогруз) ребенка недопустимы. Может, в отдельных случаях к некоторым ребятам будут дополнительные вопросы. Подготовка к работе с детьми должна быть основательной.

На заметку! Общение с мамами, папами не стоит игнорировать. Беседа с детками в группе — это далеко не всё. После того, как будут выявлены определенные «проблемы» при общении с воспитанниками, следует в тот же день поговорить с их родителями. Взаимодействуя, взрослые могут исправить ситуацию.

Такая серьёзная миссия подробно спланированных тематических разговоров в детсаде требует от воспитателя опыта, знаний, внимательного подбора материала, а также выстраивания структуры, умения заинтересовать ребят. Составление картотек облегчает данную задачу.

Этическая беседа в старшей группе

Этическая беседа — методика систематичного и последовательного обсуждения знаний, предусматривающая участие обеих сторон (педагога и детей). Предметом разговора традиционно становятся такие проблемы:

  • этики;
  • морали;
  • нравственности.

Цель урока:

  • расширение, упрочнение понятий нравственности;
  • обобщение и закрепление знаний;
  • формирование системы этических взглядов и убеждений.

Ребенок должен научиться верно оценивать поступки, поведение и рассуждать о вопросах, которые его волнуют.

На заметку! Педагог должен подмечать любые мелочи в общении. Беседа с воспитанниками в средней группе утром выполняется обязательно с присоединением физкультуры, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки. Применять при этом надо различные приемы — разговорные, наглядные и даже развивающие игры.

Учитываются при беседе также и медицинские требования к длительности, последовательности и другим особенностям проведения беседы

Необходимо принимать во внимание и уровень развития ребят. К каждому воспитаннику требуется индивидуальный подход

На заметку! Тонкая связь процесса развивающего, обучающего и воспитывающего — важный момент. Понятное дело, в занятие входить должны и некоторые элементы деятельности, эмоционально разряжающие, создающие позитив, доставляющие радость и счастье.

Ситуативный разговор в старшей группе

Ситуативный разговор — заранее спроектированная воспитателем или возникающая спонтанно форма общения, которая направлена на формирование способностей общаться, жить. Ситуативный разговор имеет ряд особенностей:

Участвовать в беседе ребенок может только добровольно, малыша важно заинтересовать.
Общение должно быть выстроено на равных, как с партнером.
Смена стиля взаимоотношений воспитателя и воспитанников: педагог уважает право ребёнка на инициативу, его желание пообщаться на интересные ему темы, уходить от негатива.
Планируется и проводится педагогом в любое время в режиме дня, обычно утром, вечером или при играх на улицах.
Продолжительность беседы от 3–5 до 10 минут, все зависит от возраста ребенка.
Дети участвуют малыми подгруппами, в зависимости от их желания и тематики разговора.

На заметку! Беседа выстраивается на непрерывной мобилизации внимания ребенка, открытости. Для некоторых воспитанников участие в общем разговоре в группе ситуация, требующая определенной воли (победа над собой). Так малыш учится преодолеть робость, застенчивость и общаться в коллективе. Педагог должен грамотно выстроить логическую структуру занятия.

Утренняя беседа с детьми в старшей группе

Утренние занятия — часть режима дня в детском саду. Кроме того, беседы утром с ребятами в средней группе являются частью режима дня каждого воспитанника.

Утренняя беседа в ДОУ

Перед началом работы ума и труда, а также отдыха важно разговаривать с детьми на заранее выбранную тематику. Такой режим считается грамотно выстроенным, поэтому и имеет серьезное педагогическое значение

Каждодневные занятия утром:

  • Приучают детей к определенному режиму.
  • Помогают обеспечить организму смену деятельности, то есть предохраняют ЦНС от перенапряжения.
  • Помогают сформировать прочные динамические стереотипы жизнедеятельности.

Одним словом, беседа с утра — важный момент в жизни каждого воспитанника. В будущем, подрастая, он будет, как привык, разряжаться, расслабляясь в утренний час за разговором в семье, с родными людьми.

Специалисты рекомендуют совмещать беседы с активными играми

Необходимо любыми способами привлечь внимание детей. Любое описание тематической беседы в детсаде говорит о том, что деткам такие занятия 100% интересны, если они будут сопровождаться забавными играми

Это поддерживает позитив, вызывает желание участвовать во всем происходящем. К примеру, можно создать видимость разговора по телефону. Также педагог может заинтересовать, предложив ребятам игру «Ко знает больше вежливых слов».

Внимание! Комплексное использование разных видов деятельности является отличным средством повышения воспитательной, образовательной работы с воспитанниками ДОУ. Педагог должен помнить, что хорошее утро — это хороший день

Смена начинается с приветливой встречи детей. Как только они заходят в садик, их тут же надо отличный, беседуя на увлекательную или познавательную тему. Это отличный способ. Ребенок просто приходят в садик и ненавязчиво включаться в самую различную деятельность. Но только опытный педагог сможет точно определить состояние, мысли и волнения каждого воспитанника, что и даст возможность, собственно, создать у малыша бодрый настрой и желание пообщаться поиграть с одногруппниками

Педагог должен помнить, что хорошее утро — это хороший день. Смена начинается с приветливой встречи детей. Как только они заходят в садик, их тут же надо отличный, беседуя на увлекательную или познавательную тему. Это отличный способ. Ребенок просто приходят в садик и ненавязчиво включаться в самую различную деятельность. Но только опытный педагог сможет точно определить состояние, мысли и волнения каждого воспитанника, что и даст возможность, собственно, создать у малыша бодрый настрой и желание пообщаться поиграть с одногруппниками.

Например, ребенок с утра может прийти грустный, он раздражен и молчит. Заметив, что воспитанник волнуется, педагог при разговоре должен аккуратно и спокойно обращаться к нему, стараться «разговорить» и успокоить.

На заметку! Вежливость воспитателя даст понять, что ребенок в безопасности и может доверять взрослому. А возможно, ребенка волнует произошедшее в семье, мать, отец, что-то планируют отпуск, праздник. Педагог должен внимательно выслушать данное сообщение, подключив к разговору воспитанников. Это отличная тема для нового разговора.

Так или иначе, теплые слова взрослого, мягкие вопросы, улыбчивость, юмор, умение выслушать и понять, дать определенный совет, обсудить, одобрить, похвалить и успокоить — всё это дает возможность наладить деятельность ребенка, а также создать атмосферу взаимного понимания, доверия и доброты, дружбы. Именно таким и должно быть общение в детсаде.

Картотека бесед в старшей группе

Среди словесных приёмов взаимодействия с детьми старшей и средней групп (5–6 лет) ДОУ, беседа, как форма (вопрос-ответ) для обсуждения определенной тематики, занимает особенное место.

К сведению! Для дошкольников этой возрастной группы разговор — это базовая форма общения, которая призвана обогатить опыт жизни, развить любознательность и сделать человека общительнее.

Беседа с дошколятами

В работе воспитателя детского сада обязательным пунктом является составление картотек бесед различных тем и видов. Беседа с детьми старшей группы, тематический разговор помогают понять, как вести себя в той или иной ситуации, правильно реагировать и не совершить ошибку. Познавательная, полезная информация принесет пользу не только воспитателям, но и мамам.

Беседа о профессиях в старшей группе

Воспитатель должен постараться сформировать реалистичные представления о рабочих буднях человека.

Важно обогатить знания дошкольников и их представления о разных профессиях (пожарный, специалист по космосу и так далее). Благодаря занятиям, разговорам в группе обогащается запас слов, формируется связная речь

На заметку! Этот вид беседы образует умение связно и последовательно передавать прочитанный или услышанный текст по составленному плану. Позитивно влияет на развитие внимания и память дошкольников, развивает логику.

Воспитатель разговаривает с детьми

Воспитатель должен донести информацию, обговорить с детьми правила поведения в общественных местах. Это помогает развить коммуникативные способности дошкольников.

Беседа о ЗОЖ в старшей группе

Разрабатывается беседа по ЗОЖ в подготовительной группе, картотека с целями ФГОС. Необходимая для закрепления плана действий при умывании и знаний о назначении предметов гигиены. Также программа должна выработать у ребенка желание быть чистым и аккуратным, правильно питаться и заниматься спортом.

К сведению! Беседа про здоровье учит диалогу, добру в общении между собой и с взрослыми людьми.

Беседа о здоровье в старшей группе

Важно расширить знания воспитанников о том, как надо укреплять мышечную и костную ткань. Применять как наглядный материал иллюстрации, научить узнавать и уметь рассказать о скелете человека

ЗОЖ у воспитанников

Педагог должен вызвать у воспитанников интерес к телу, осознанное отношение к организму. Для уроков следует подготовить макет человеческого скелета или картинки.

К сведению! Важно заинтересовать ребенка, чтобы он с малых лет заботился о своем здоровье. Для урока потребуются картинки с изображением скелета, человека с искривленным позвоночником, и со здоровой осанкой

Беседа о зиме в старшей группе

Целью занятия является систематизация представления воспитанников средней и старшей группы ДОУ о зимних явлениях зимой

Важно обучение нахождению связи между:

  • жизнью животных и птиц (как зимуют);
  • состояния природы;
  • температуры воздуха;
  • состоянием воды, земли.

На заметку! В ходе занятия педагог учит видеть и давать эстетическую оценку природной красоты в мае или в другой сезон. Формирует поэтическое восприятие природы. Каждый новый год воспитатель берет новый месяц (январь, февраль и так далее). Уроки о временах года помогут развить память, мышление, воображение, а также научит проявлять заботу о природе родного края.

Беседа перелетные птицы

Когда наступит весна, воспитатель старшей группы должен составить план работы в соответствии с ФГОС. Обеспечить условия для углубления познаний воспитанников о:

  • погоде;
  • оттепели;
  • растениях;
  • перелётных птицах.

Изучение птиц в ДОУ

На заметку! Педагог может не только беседовать с детьми, но и поиграть. Полезно устраивать разнообразные эстафеты в группе и на улице. Воспитатель, привлекая воспитанников к подвижной деятельности, решает задачи физического развития.

Беседа о комнатных растениях в старшей группе

Преподаватель садика разговаривает с детками в группе, рассказывает, какие бывают комнатные растения, показывает картинки, или наглядные примеры на окнах в комнате. Учит узнавать и правильно называть виды цветов.

Кроме того, на некоторых видах растений показывает, как проводить уход (полив, освещение, обрезание, подкормка) и совершенствует навыки воспитанников по уходу за комнатными растениями. Ребенок учится быть бережливым к растениям. Из материалов для этого урока потребуются следующее:

  • Картинки с изображением комнатных растений.
  • Оборудование для ухода — шпажки для рыхления, лейки, тряпки, фартуки.
  • Диафильмы, аудиофильмы.

Занимается педагог с ребятами в группе, где присутствуют горшки с цветами.

Занятие по ЗОЖ в старшей группе по теме «Микробы и бактерии»

Цель:

  • дать детям понятие о микробах и бактериях, объяснить их роль для нашего организма (полезные и болезнетворные);
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки (мыть руки с мылом, постригать ногти).

Материалы и пособия:

  • микроскоп;
  • пипетка;
  • предметное стекло;
  • приготовленная вода;
  • листы бумаги;
  • простые карандаши;
  • таблицы с правилами;
  • дидактическая игра «Постриги ногти».

Ход занятия

Воспитатель рассказывает сказку:

— Жил-был зайчик, у него был свой огород, а на огороде росла морковь. Зайчик сорвал морковку, съел ее и заболел. Ребята, как вы думаете, почему он заболел? (ответы детей)

— Правильно, он не вымыл морковку, она была грязной, на ней было много микробов. Ребята, а вы знаете, что такое микробы, бактерии? Сегодня мы с вами узнаем про это по — больше.

Вокруг нас существует огромный мир невидимых крохотных живых существ, их называют микробами и бактериями. Бактерии бываю разные: некоторые вызывают болезни, такие как гепатит, дизентерия, и наносят вред нашему организму. А есть бактерии, которые помогают нашему организму, например, в работе кишечника.

Микробы и бактерии очень, крохотные, и их нельзя увидеть невооруженным глазом. Для этого люди придумали специальные приборы, один из которых — микроскоп. Сейчас мы тоже посмотрим в микроскопии увидим, как выглядят микробы в грязной воде. (работа с микроскопом)

— Увидели, сколько разных микроорганизмов находится в грязной воде? Нарисуйте их, какие вы запомнили, (работа на листах бумаги простым карандашом).

Также много разных микробов находится на наших руках, когда мы их долго не моем. Во время еды эти микробы попадают на пищу, и с нею попадают в наш организм. Вместе с загрязненными овощами и фруктами в наш организм могут попасть яйца паразитов – очень вредных червей, живущих в теле человека. Чтобы этого не произошло, надо помнить и выполнять следующие правила: (сопровождается таблицами)

  1. Перед едой мойте руки с мылом
  2. Ешьте только из чистой посуды
  3. Фрукты и овощи тщательно мойте кипяченой водой
  4. Ешьте, тщательно пережевывая пищу
  5. Постригайте ногти.

— Ребята, а как вы думаете, зачем нужно постригать ногти? (ответы детей).

Конечно, под ногтями может скапливаться грязь, а вместе с нею и микробы. Сейчас мы с вами поучимся стричь ногти, но пока не на своих ногтях, а на картонных «руках». Потом, когда вы научитесь, уже можно будет самим постригать ногти, когда в этом будет необходимость.


Занятие по ЗОЖ в детском саду

Дидактическая игра «Постриги ногти»

Цель:

  1. Учить детей пользоваться ножницам, учить детей подстригать ногти на картонных ладошках, развивать культурно-гигиенические навыки.
  2. Воспитывать умение ухаживать за собой.

Ход: Детям предложены картонные ладошки, где нарисованы ногти, нужно аккуратно их постричь.

Оцените статью