Формирование здорового образа жизни: ключевые аспекты подготовительной стадии

Здоровый образ жизни

Слайд 12СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗОЖ У ДОШКОЛЬНИКОВСОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКАСОХРАНЕНИЕ

И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙРАЗВИТИЕ ПСИХО-ЛОГИЧЕСКОЙ ГО-ТОВНОСТИ К ПО-ЗНАНИЮ СЕБЯ И ДРУГИХ ЛЮДЕЙРАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТАПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕКЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕКПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗОЖОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

ИГРЫ, ЗАНЯТИЯ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮФИЗМИНУТКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИИГРЫ, ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮМЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДИАГНОСТИКИПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИРЕЛАКСАЦИЯЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОГИМНАСТИКИИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ ПРОСТЕЙШИМ СПОСОБАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Курс уроков ЗОЖ

Ниже приведен план курса по здоровому образу жизни. В наших уроках мы попытались собрать всё самое необходимое для самостоятельного обучения: информацию о ключевых элементах и понятиях ЗОЖ, схемы и картинки, видеоролики, конспекты, программы, сценарии, а также проекты мероприятий, направленных на улучшение здоровья и профилактику заболеваний. Ключевую функцию данного тренинга мы видим в том, что, в отличие от школьных рефератов, докладов или классных часов, из данных уроков вы получите не столько теоретические и пропагандистские знания, сколько практические навыки, применимые в жизни каждого человека.

Урок 1. Правильный режим дня. Режим дня – продуманный распорядок действий на день или, другими словами, планирование времени с целью его рационального распределения и получения максимальной эффективности составляющих его частей. В этом уроке будут рассмотрены ответы на вопросы о правильном распорядке дня, об особенностях влияния биологических ритмов на активность и эффективность деятельности человека, основные подходы и методики составления режима дня для разных людей: мужчин и женщин разных возрастов и профессий, студентов и школьников.

Урок 2. Правильное питание и диеты. Наиболее обширная формулировка включает в себя понимание правильного питания как сбалансированного рациона из натуральных и качественных продуктов, которые удовлетворяют все нужды организма и идут ему на пользу. Важным условием является также умеренность в приемах пищи. Пища — это то, без чего жизнедеятельность человека невозможна, а здоровье напрямую зависит от рациона питания. Сегодня правильное питание не показатель аристократичности, а ответ на темп и условия жизни. Все больше людей в наше время занимаются спортом, который неотделим от здорового питания. Выбор рациона и составление меню на день, неделю, месяц становится важным пунктом для всех, кто задается вопросами похудения, снижения веса или роста мышц, улучшения самочувствия в целом. В этом уроке мы поговорим об основных принципах правильного питания и обсудим все, что нужно о нем знать.

Урок 3. Занятия спортом. Сегодня занятия тем или иным видом спорта — это и активный досуг, и хобби, и образ жизни, поэтому редко можно встретить человека, который не интересовался бы хоть каким-нибудь его видом. Более того, занятия физической культурой и спортом несут несомненную пользу организму человека и фактически неотделимы от понятия здорового образа жизни. Каждый человек, будь то мужчина или женщина, ребенок или пенсионер, может заниматься спортом. Поддерживать форму можно и летом, и зимой, бесплатно, в домашних условиях или на специально оборудованных для занятий площадках, но иногда этого и не нужно – достаточно просто желания. Регулярное выполнение упражнений дисциплинирует, помогает держать себя в тонусе, быть здоровым и избегать многих заболеваний.

Урок 4. Психическое здоровье. Психоэмоциональное состояние – один из определяющих факторов здорового образа жизни, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием. Здоровая психика поддерживает человека в состоянии благополучия, при котором он может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом уроке мы познакомим вас с основами знаний о психическом здоровье, выясним различие между психическим и психологическим здоровьем, рассмотрим особенности психического здоровья детей и подростков, а также сосредоточимся на некоторых рекомендациях по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

Урок 5. Оказание первой помощи. Даже внимательно следуя всем рекомендациям ЗОЖ, мы не можем полностью застраховаться от болезней и травм. И поэтому мы всегда должны уметь оказывать первую помощь: выполнять лечебно-профилактические мероприятия при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, а также осуществлять необходимые меры срочной помощи раненым или больным людям до прибытия скорой помощи или до помещения больного в медицинское учреждение. В этом уроке вы познакомитесь с основными принципами и правилами оказания доврачебной помощи себе и другим людям.

Автор уроков – Сергей Крутько.

Экономика здоровья

Крепкое здоровье — основа продуктивности и эффективности. Например, Карл Маркс придает здоровью такие ключевые экономические свойства, как способность к физическому и интеллектуальному труду, способность обучаться и развиваться.

Из-за того, что здоровье ценится меньше, чем достижения в других областях, требования взрослых к учебным результатам детей растут. Но часто эти притязания не адекватны с точки зрения возраста и индивидуальных возможностей ребенка. При таком восприятии здоровье часто выступает предметом торга, а отношения напоминают экономические: один ресурс непременно является платой за другой, более важный в данный момент времени. 

Получается, что идея о том, что здоровьем детей может быть платой, например, за обучение и развитие негласно принимается обществом и субъектами образования в частности. По этой причине пути развития и сохранения здоровья в контексте возраста, профессиональной деятельности, достижения значимых социальных результатов, обозначены неудовлетворительно.

Как должен выглядеть материал на плакате для детей

Информация должна быть предоставлена с максимальным применением фантазии. Она должна быть яркой и красочной:

Для привлечения детского внимания можно использовать персонажей из детских мультфильмов, известных персонажей книг.
На плакатах должны быть изображены сильные, здоровые и счастливые взрослые люди и маленькие дети. Плакат должен притягивать детский взгляд.
Печатная информация на плакате должна быть краткой, но запоминающейся. Легко читабельной с большого расстояния.
Можно использовать стихотворную форму, афоризмы, цитаты из книг и мультфильмов.
Чем больше ярких цветов будет на стенгазете, тем лучше

Серые оттенки и длинный текст не привлекут, а наоборот оттолкнут внимание ребенка.
Поэтому надо выделить время и проявить всю возможную креативность на процесс создания.

Этапы рисования плаката

Следует придерживаться основным рекомендациям, которые ускорят процесс рисования:

  1. Вооружитесь листом А4 или другими в зависимости от рисунка. От выбранного формата будет зависеть заметят ли данный плакат среди других или нет.
  2. Используйте акварельные, гуашевые или масленые краски с параллельным использованием ярких ручек и фломастеров, которые сделают работу яркой и выделяющейся среди других.
  3. Начать рисование на плакате следует начать с легкой наметки рисунка карандашом, то есть эскиза, который после обводится жирным контуром.
  4. На маленьких листиках разомните руку и набросайте наброски задуманных предметов и персонажей, а после переносите с уверенностью на большой формат, чтобы лишний раз не использовать ластик.
  5. Используйте линейку для соблюдения аккуратности при работе с линиями и чертежами схем и таблиц.

Как говорить с детьми о здоровье

Чтобы ребенок осознанно относился к здоровью как к значимому ресурсу, обсуждайте эту тему отдельно от болезни. Разговоры о том, что значит быть здоровым, какие существуют внешние и внутренние признаки этого состояния, что делать, чтобы быть здоровым помогут оформить в восприятии малыша на чувственном и событийном уровне представление о здоровье вне его связи с недугами.

Обращайте внимание малыша на его самочувствие, настроение, желания, создавайте условия для удовлетворения его базовых потребностей. И помните, что дети берут пример со взрослых, поэтому декларируемые ценности здоровья должны совпадать с реальной практикой жизни

Чтобы привить осознанное отношение к здоровью своим детям, демонстрируйте правильное отношение к здоровью, формируйте полезные привычки и показывайте их значимость. 

Не стоит использовать запугивания или аргументацию, которую ребенок не может в силу возраста воспринять. Например, бесполезно говорить, что если он не чистит зубы, они выпадут у него к 30 годам, ведь для малыша 30 лет — это глубокая старость.

Неправильно Правильно
Здоровый — это когда не болеешь, не кашляешь, у тебя не болит горло и живот, ты не ходишь к врачам, тебе не ставят уколы. Здоровый — это когда ты бодрый и веселый, можешь играть и гулять на улице, встречаться с друзьями, быть сильным и ловким.

Семья и здоровый образ жизни

В формировании здорового образа жизни основополагающая роль принадлежит семье, ведь она может воздействовать на человека на протяжении всей его жизни. Усвоенные в семье традиции, привычки, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих ребенок переносит во взрослую жизнь, а позднее и в создаваемую им семью

Поэтому очень важно, чтобы формирование культуры здоровья начиналось с момента появления семьи.А что происходит на самом деле? Заботой молодых людей, недавно создавших семью, является адаптация друг к другу, изучение совместных привычек, склонностей, вкусов, возможно, рождение и уход за малышом. Зачастую молодые семьи мало времени уделяют здоровому образу жизни, и основными причинам такого отношения к здоровью являются, во-первых, недостаток знаний о влиянии на организм факторов риска развития заболеваний – нездоровое питание, малоподвижный образ жизни, несоблюдение правил гигиены, табакокурение, употребление алкоголя

Во-вторых, ошибочные установки: «мне лично не вредят лишние килограммы», «придет время, и я позабочусь о своем здоровье», «здоровое питание стоит дорого», «стрессы в жизни есть у каждого, и с этим живут нормально» и прочее. Еще одной причиной является отсутствие навыков, опыта молодых супругов в ведении здорового образа жизни, тем более, если в первичной семье, где воспитывались молодые люди, здоровый образ жизни не был в приоритете. Они не умеют рассчитать свой рацион, выбирать продукты для здорового питания, рассчитать оптимальный двигательный режим, не умеют отдыхать и  преодолевать стресс. Немаловажны и финансовые проблемы, к примеру, отсутствие средств для проведения активного досуга, покупки «здоровых» продуктов и пр.Важной задачей родителей является создание условий для формирования у ребенка потребности быть здоровым, а в будущем понимать, что здоровье – важнейшая ценность и условие достижения совершенно разных жизненных целей. Исследования  показывают, что только 35,6% родителей ведут здоровый образ жизни вместе со своими детьми, 27,8% выражают готовность к таким действиям, 36,6% демонстрируют индифферентное отношение к здоровому образу жизни.Дети часто стараются копировать родителей, и, если образ жизни в семье сложно назвать здоровым, никакие запреты в более старшем возрасте не заставят ребенка отказаться, например, от табака, алкоголя, фастфуда.  И, наоборот, когда семья ведет здоровый образ жизни – ребенок учится серьезно и бережно относиться к своему здоровью.Что же нужно делать? Прежде всего родителям необходимо самим проникнуться философией здорового образа жизни и следовать направлению поддержания культуры здоровья в своей семье, и здесь есть над чем потрудиться.Важно организовать вокруг взрослых и ребёнка, здоровьесберегающее пространство, которое способствовало бы соблюдению принципов здорового питания, достаточной двигательной активности всех членов семьи, режимных моментов, связанных с трудом и отдыхом, закаливанию.Чтобы организовать такое пространство, необходимо быть осведомленным в отношении многих аспектов образа жизни, укрепляющего здоровье. И для повышения грамотности крайне важно использовать информацию из компетентных источников (консультации врачей, психологов, официальные интернет-сайты медицинских организаций, научно-исследовательских центров).В семье создавать благоприятный психологический микроклимат, который невозможен без доброжелательности в общении, готовности понять, простить друг друга, оказать помощь в нужный момент. Очень часто теплые дружеские отношения формируются в результате совместных действий и очень хорошо, если они будут еще и в русле здорового образа жизни: посещение стадиона, бассейна, выезд на природу, совместные прогулки и чтение книг, приготовление полезных завтраков.Ну, и наконец, со всей серьезностью относиться к оказанию медицинской помощи, прохождению диспансеризации, профилактических медосмотров в отношении всех членов семьи, включая детей на этапе дошкольного, а впоследствии школьного и студенческого образования.А еще очень важно научить ребенка с самого раннего детства самостоятельно заботиться о своем здоровье.

В. Е. Кухта,                                                                                          заведующий отделом коммуникационных и                                                                                        общественных проектов БУЗОО «ОЦОЗМП»

Слайд 11ТРАДИЦИОННЫЕКОЛЛЕКТИВНЫЕ (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации, семинары)ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (беседа, консультация,

посещение семьи ребёнка)ИНФОРМАЦИОННО-НАГЛЯДНЫЕ (информационные материалы на стендах, папки-передвижки, реко-мендации, выставки детс-ких работ, выставки фотографий)

НЕТРАДИЦИОННЫЕНАГЛЯДНО-ИФОРМАЦИОННЫЕ (информационные проспе-кты, дни открытых дверей, открытые просмотры заня-тий, стенгазеты, мини-библиотеки)ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ (анкетирование, соци-ологические опросы, «телефон доверия», «почтовый ящик»)ДОСУГОВЫЕ (совместные праздники, досуги, участие в походах, экскурсиях, прогулках)ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (семинар-практикум, ро-дительский клуб, педаго-гическая гостиная, устный журнал, педагогический час)

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДУ И СЕМЬИ
В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗОЖ

Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫАктуальность проблемы сохранения здоровья очевидна: среда существования современного человека становится

все более техногенной, экологическая обстановка ухудшается, привычки людей изменяются . Особенно остро эти проблемы стоят в больших городах. Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья детей была и будет приоритетной в деятельности любого дошкольного учреждения.
Здоровье рассматривается как полное физическое, социальное и психическое благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой и самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста понятий, мотивов и убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Методика осуществления внеучебной образовательной деятельности по воспитанию ЗОЖ

Эта форма образовательной деятельности реализуется посредством организации досуговых мероприятий (развлечений), которые обычно приурочены к праздникам — Дню физкультурника, Дню здоровья, Дню защиты детей, или смене времён года — началу осени, концу весны. Главная задача подготовки и проведения досуга по здоровьесбережению — создание в сознании у детей привлекательного образа ЗОЖ. Кроме того, в проведение развлечений могут подключаться родители малышей, что в целом способствует созданию эмоционально положительной атмосферы в коллективе.

При этом структура досугового мероприятия будет идентична НОД:

  • вводная часть;
  • основная;
  • заключительная.

Общий хронометраж составляет от 30 до 40 минут в зависимости от сценарных задумок

Правда, важно помнить, что эти + 10 минут предназначаются для деятельности взрослых, не детей

Досуговые мероприятия являются важным элементом образовательной деятельности по ЗОЖ

Оцените статью